Справка
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) — одно из старейших высших учебных заведений России. Его появление напрямую связано со строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта.
История университета берет свое начало с утверждения 12 июня 1900 года государем императором положения о Томском технологическом институте императора Николая II (ТТИ). 9 октября 1900 года состоялось открытие учебных занятий в институте молебном, отслуженным преподавателем богословия, профессором, протоиреем Д. П. Беликовым.
С этого дня на механическом отделении началась подготовка инженеров-специалистов по железнодорожному делу (устройству и ремонту паровозов и подвижного состава). Торжественное открытие института состоялось 06.12.1900 года.
В соответствии с приказом по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР от 18 мая 1930 года № 1381 и постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 июля 1930 года № 237 в результате реорганизации ТТИ на базе его железнодорожных специальностей образуется Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (СИИТ) — правопреемник ТТИ.
В 1932 году СИИТ реорганизуется в самостоятельные специализированные втузы, среди которых — Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭММИТ). В 1961 году ТЭМИИТ переводится в город Омск с изменением названия на «Омский институт инженеров железнодорожного транспорта» (ОмИИТ) (в результате переименования государственного высшего учебного заведения — Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР от 28.06.1961 № 842 и приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 23.10.1961 № 294).
В 1994 году институт переименован в Омскую государственную академию путей сообщения (ОмГАПС), а в 1997 году в соответствии с решением Министерства образования Российской Федерации аккредитационный статус ОмГАПС изменен на «университет» (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации являлось правопреемником государственного высшего учебного заведения — Омской государственной академии путей сообщения, статус и наименование которого изменены в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.07.1997 № 1630 и указанием МПС России от 21.11.1997 № 278у).
Эти исторические события неразрывно связаны между собой и характеризуют непрерывность процесса подготовки инженеров–железнодорожников в Сибири. Таким образом, Омский государственный университет путей сообщения является правопреемником ТТИ, что установлено юридически и определено указанием Министерства путей сообщения от 03.11.2000 № П-2685у.
В 2020 году университету исполнилось 120 лет. В 2021 году университет начинает 60-й учебный год на омской земле.
У истоков железнодорожного образования в Сибири стояли видные ученые и организаторы: профессора Е. Л. Зубашев (первый директор, 1899—1907), Н. И. Карташов (директор, 1911—1916), И. И. Бобарыков (директор, 1916—1919), И. Н. Бутаков, С. А.Введенский, Б. П. Вейнберг, А. А. Потебня, Н. В. Некрасов и другие, доценты А. П. Кузнецов (первый ректор СИИТа 1930—1934), А. А. Серёгин (первый ректор в Омске, 1953—1971). Развитие вуза в Омске продолжили А. С. Лисовский (ректор, 1971—1986), В. А.Четвергов (ректор, 1986—1999), И. И. Галиев (ректор, 2000—2010), А. Ю. Панычев (ректор, февраль 2010 — июнь 2013), с июля 2013 ректором ОмГУПСа является С. М. Овчаренко.
В ТЭМИИТе работали известные ученые: доктора наук П. А. Азбукин, М. Ф.Карасев, Р. А. Воронов, В. А. Шваб, Ю. Е. Неболюбов, С. А. Чунихин, Н. О. Рогинский, В. Б. Медель, М. П. Пахомов, М. А. Большанина, А. П. Бунтин и другие. Профессор Н.И. Карташов является автором первого шеститомного издания учебника «Паровозы».
В настоящее время университет по праву считается одним из лучших в Омске среди технических вузов по материальной базе, кадровому потенциалу, научным исследованиям, использованию информационных технологий. ОмГУПС является базовым вузом по подготовке специалистов для железных дорог Урало-Сибирского региона, играет важную роль в выполнении отраслевых научно-технических программ, в выпуске наукоемкой продукции для нужд железнодорожного транспорта. Создана необходимая материальная база: учебно-научные комплексы с современным оборудованием, компьютерные классы, уникальные учебные установки в лабораториях университета, базовые кафедры на железнодорожных и промышленных предприятиях, библиотека, 8 учебных корпусов, 8 общежитий, спортивный комплекс, комбинат питания, студенческий учебный центр, спортивно-оздоровительная база в п. Чернолучье.
В состав университетского комплекса входит филиал в городе Тайга (Тайгинский институт железнодорожного транспорта), структурные подразделения среднего профессионального образования — Омский техникум железнодорожного транспорта и Омское медицинское училище железнодорожного транспорта, шесть институтов, один факультет и 25 кафедр. В целом в университетском комплексе обучается около 10 000 студентов. В ОмГУПСе и его филиале работают более 500 преподавателей, 75 % из которых (работающих по программам высшего образования) имеют ученые степени и звания.
Университет располагает современной экспериментальной базой и опытным производством.
Основные научные направления, по которым работают ученые вуза: исследование надежности и повышение эффективности функционирования подвижного состава, повышение эффективности и качества восстановления и ремонта деталей и узлов подвижного состава, повышение безопасности движения поездов, разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, совершенствование систем электроснабжения электрических железных дорог, разработка эффективных технологий обслуживания и диагностирования устройств автоматики, телемеханики, связи и цифровой обработки сигналов, внедрение цифровых технологий, внедрение цифровых технологий.
В университете действуют четыре научно-производственных лаборатории «Стационарная теплоэнергетика на железнодорожном транспорте», «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий», «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», «Технология ремонта подвижного состава», а также 17 научно-исследовательских лабораторий отдельных кафедр.
Университет обладает одной из лучших в городе Омске вузовской библиотекой, которая является методическим центром библиотек вузов. Её фонд включает учебные, научные, справочные, научно-популярные, периодические и информационные издания по профилю университета, труды отечественных и зарубежных авторов по экономике, истории, философии, культурологии, уникальные энциклопедии. В библиотеке можно найти все сборники научных трудов, которые выпущены в СИИТе — ОмГУПСе за все годы существования вуза, труды отечественных ученых, чьи имена неразрывно связаны с историей развития железнодорожного транспорта.
В ОмГУПСе работают два диссертационных совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций, аспирантура и докторантура.
Омский государственный университет путей сообщения является учредителем научно-технического журнала «Известия Транссиба» (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36469), который выпускается с 2010 года и посвящен проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта. Университет является также учредителем научного журнала «Инновационная экономика и общество», который выходит с сентября 2013 года.
В университете по решению ученого совета от 30 апреля 2010 года в соответствии с Уставом ОмГУПС в год его 110-летия создана Ассоциация выпускников университета, которая сегодня объединяет более 10 000 единомышленников.
В области образования ОмГУПС сотрудничает с университетами Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кореи, Польши, Португалии, Словакии, Словении, Узбекистана, Украины, Франции, Чехии, Швеции, США. Сотрудничество предусматривает академическую мобильность студентов, аспирантов и преподавателей в рамках проектов TEMPUS, Эразмус Мундус, Георгиус Агрикола, обмены студенческими группами и учебно-ознакомительную практику, студенческие научные конференции в России и за рубежом, разработку совместных программ подготовки бакалавров и магистров, подготовку учебников и учебных пособий, совместные публикации и доклады на конференциях.
ОмГУПС является членом Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ассоциации делового сотрудничества международных отделов высших учебных заведений стран Центральной и Восточной Европы (АМО).
Волонтерский центр, созданный в ОмГУПС в 2011 году по решению Олимпийского комитета России, обеспечил подготовку более 300 добровольцев, которые приняли участие в проведении Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи, подготовке к участию в Кубке Конфедераций — 2017 и Чемпионату мира по футболу — 2018, а также ряду флешмобов и различных мероприятий в рамках акции «FIFA 2018 — 1000 дней до старта турнира».
Для содействия занятости студентов, трудоустройству выпускников университета создан и работает Центр содействия занятости и трудоустройству обучающихся.
Идеология развития университета и его миссия состоит в следующем: «Сохраняя и развивая вековые традиции и базовые ценности отечественного образования и науки Омский государственный университет путей сообщения, видит свое предназначение в том, чтобы стать транспортным университетом, занимающим лидирующие позиции в образовательной и научной транспортной сфере, для кадрового и научного обеспечения Транссибирского комплекса — важнейшей составной части развития экономики государства».