Ольга Александровна Сотникова
ВУЗ/ВУЗы
Справка
Сотникова Ольга Александровна родилась 23 июня 1965 года в Архангельской области.
Окончила Архангельский государственный педагогический институт имени М. В. Ломоносова (ныне — Северный (Арктический) федеральный университет) по специальности «Математика и физика» (1982-1987 гг.).
Трудовая деятельность:
1987—1990 гг. — учитель математики и физики Черемушской средней школы Котласского района Архангельской области.
1990—2005 гг. — в Коряжемском филиале Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Коряжма Архангельской области) прошла путь: ассистент — старший преподаватель — доцент — заведующий кафедрой высшей математики — декан математического факультета — заместитель директора по учебной и научной работе.
2005—2009 гг. — доцент Коми республиканской академии государственной службы и управления.
С 2009 года по октябрь 2016 года работала в Ухтинском государственном техническом университете (профессор кафедры высшей математики, с 2010 года — проректор по учебно-методической работе и дополнительному образованию). Совмещала должность проректора с должностью директора Института фундаментальной подготовки и заведующего кафедрой философии и методологии образования.
С 4 ноября 2016 года по 16 апреля 2020 года — и.о. ректора Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, профессор кафедры физико-математического и информационного образования.
С 17 апреля 2020 года — ректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, профессор кафедры физико-математического и информационного образования.
Научные интересы в области теории и методики обучения высшей математике, методологии профессионального образования.
В Российском государственном педагогическим университете имени А. И. Герцена обучалась в аспирантуре, в 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по научной специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (математика). В 2002 году получила учёное звание доцента по кафедре методики преподавания математики. В 2009 году защитила докторскую диссертацию по научной специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень высшего профессионального образования).
Автор более 150 научных и научно-методических публикаций, из них более 70 — в РИНЦ (число цитирований — 100), 20 — в журналах из списка ВАК, 3 — в международной базе системы цитирования Scopus. Грантополучатель РГНФ (РФФИ) (2007, 2011, 2016).
Награждена Почётной грамотой Департамента образования администрации Архангельской области (1999 г.); Благодарственным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (2013 г.); Почётной грамотой Министерства образования Республики Коми (2015 г.), Почётной грамотой Государственного Совета Республики Коми (2020), Почётной грамотой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2020).
Список опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ:
1. Алгебра: Логика и интуиция (статья). Печат. Высшее образование в России. – №2. – 2003. – С.155-156. Объем в п.л. или с.: 0,21.
2. Концепция раскрытия содержательных связей в курсе алгебры студентами педагогического вуза (статья). Печат. Сибирский педагогический журнал №9. – 2008. – С.51-58. Объем в п.л. или с.: 0,42.
3. Герменевтический подход к обучению математике (теоретический аспект). (Коллективная монография). Печат. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 285 с. Объем в п.л. или с.: 16,6/10. Соавторы: Е. Ф. Фефилова, Н. И. Гоза.
4. Дидактическая система университетского технического комплекса (статья в журнале ВАК). Печат. Высшее образование в России. – 2013. № 5. – С. 76-81. Объем в п.л. или с.: 6 с. Соавторы: Федотов Н.С., Беляева О.И.
5. Основные методические положения по формированию приемов работы с учебным математическим материалом студентами технических вузов на начальном этапе изучения математики (статья в журнале ВАК). Печат. Казанская наука. № 6, 2014 г. – Казань: Изд-во Казанский издательский дом, 2014. – С. 201-203. Объем в п.л. или с.: 3 с. Соавторы: М.С. Хозяинова
6. Образовательная среда – фундаментальное условие развития методической компетентности преподавателя (статья в журнале ВАК). Печат. Высшее образование в России. – 2015. - № 12. – С.112-117. Объем в п.л. или с.: 6 с. Соавторы: О.А. Волкова
7. Приоритет в выборе педагогических технологий нефтегазового образования при изучении теоретического материала (статья в журнале ВАК). Эл. журнал. Современное образование. — 2016. - № 1. - С.45-67. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_17046.html. Объем в п.л. или с.: 12 с.
8. Semantic Aspect of Methodical Training of Faculty Members (Recursive Model) (Scopus). Эл. журнал. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) p. 163-169. ISSN: 2146-4405. Издательство: Elsevier BV. http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2207/pdf 7 c. Объем в п.л. или с.: 7 c.
9. Обучение логико-математическому анализу будущих учителей математики на материале высшей алгебры. Печ. Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика : сборник. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. - Выпуск 1 (30). 2019. – С.92-113. Объем в п.л. или с.: 19 с.
10. Особенности изучения алгебраического материала при подготовке учителя математики. Печ. Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2021. - №4(24) – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина - С.125-136. Объем в п.л. или с.: 11 с. Соавторы: Симоновская Г.А.
11. Основные ориентиры профессиональной направленности обучения математике в среднем профессиональном образовании технического профиля. Печ. Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - №4(56) - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина - С.78-83. Объем в п.л. или с.: 6 с. Соавторы: Новикова Н.Н., Кочанова А.А.
12. Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры педагогического вуза. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – 2021. – 177 с. Объем в п.л. или с.: 177 с.