Расширенное заседание Правления Российского Союза ректоров
22.12.2021
21 декабря 2021 года президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий провел расширенное заседание Правления РСР, в котором приняли участие помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко и министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков. На заседании обсудили вопросы развития рейтинга «Три миссии университета» и научно-образовательных консорциумов «Вернадский», повышение эффективности олимпиадного движения школьников и работы студенческих научных объединений.
В начале своего выступления по первому вопросу повестки дня В.А. Садовничий отметил, что исторически университеты всегда были научно-образовательными центрами. Известно, что Вильгельм Оранский предложил на выбор горожанам выдержавшего долгую осаду Лейдена поощрение в виде налоговой амнистии или основания университета. Так в 1575 году был основан первый в Нидерландах Лейденский университет. Уже в наше время об особой роли университетов говорил наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский: «Высшая школа совершает национальную работу первостепенной важности: в ней сосредотачивается и куётся всё будущее великого народа. В ней слагается молодое поколение – будущее России; она распространяет знания в стране».
Ректор МГУ напомнил о том, что именно университеты должны стать настоящими центрами научно-технологического развития Российской Федерации, о чем говорил Президент России В.В. Путин на встрече со студентами в Татьянин день. На основании поручения Президента был разработан рейтинг «Три миссии университета», который в настоящее время, спустя 5 лет после запуска, охватывает своими исследованиями 1650 университетов, в том числе 112 российских университетов, являясь наиболее представительным в мире. Он анализирует деятельность вузов 97 стран, исходя из принципов сбалансированной оценки важнейших функций, количественных показателей активности, опираясь при этом на поддержку международных академических кругов.
По словам В.А. Садовничего, третьей миссии университетов, которая стала его отличительной особенностью, уделяется все больше внимания на самых разных уровнях. В настоящее время государство напрямую указывает на особую роль третьей миссии университетов при формировании программ развития российских вузов. О ней говорили в рамках международного форума гражданского участия «#МыВместе» 2 декабря 2021 года и выставки «Вузпромэкспо» на Конгрессе молодых ученых 10 декабря этого года.
На не менее важную задачу опережающей многопрофильной подготовки междисциплинарных кадров, повышения роли университетов в научно-технологическом и социально-экономическом развитии регионов России нацелена деятельность еще одной инициативы отечественного университетского сообщества – научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Идея этого проекта, выдвинутая 26 апреля 2018 года на XI съезде РСР в Санкт-Петербурге, была поддержана главой государства. В настоящее время уже создано 27 консорциумов, еще 15 находятся в стадии проработки; реализовано более 300 проектов. Например, в Тульской области построен завод по производству уплотнителей и термопанелей, создана стратегия развития Кузбасса до 2030 года, утвержденная правительством региона. В Ханты-Мансийском автономном округе созданы совместная кафедра и центры совместного пользования, проводится олимпиада «Юный Вернадский». Технопарк «Вернадский» в Тамбовской области развивает интеллектуальный капитал и технологическое предпринимательство в регионе. Широкая программа сотрудничества реализуется в рамках консорциума в регионах присутствия НК «Роснефть».
Президент РСР В.А. Садовничий призвал ректоров университетов страны «быть в одной команде», нацеленной на то, чтобы выполнить работу, важную для всех регионов страны.
В рамках расширенного заседания Правления РСР состоялось подписание меморандумов о создании научно-образовательных консорциумов «Вернадский-Новосибирская область» и «Вернадский-Республика Дагестан». Говоря о задачах региона, губернатор Новосибирской области А.А. Травников отметил, что на территории сформирован мощный научно-образовательный кластер, имеется значительный опыт сетевого взаимодействия как внутри региона, так и за пределами Сибири. По словам губернатора, тесная интеграция с МГУ усилит кооперационные связи между вузами и предприятиями, а опыт ведущего вуза страны бесценен в целях развития собственного кадрового пространства. Глава региона выразил готовность поддержать развитие общероссийского образовательного пространства в рамках проекта, разработать дорожную карту по его реализации в регионе.
Заместитель председателя Правительства Республики Дагестан М.Н. Казиев, комментируя состоявшееся подписание, подчеркнул, что Дагестану цели и задачи консорциума глубоко интересны. Особенно важным видится поиск и поддержка талантливой молодежи, решение проблемы повышения качества подготовки в дагестанских вузах в условиях трудоизбыточности региона.
Президент РСР академик В.А. Садовничий также выступил по вопросу оптимизации деятельности Российского совета олимпиад школьников, который в будущем году будет отмечать 15-летие с момента своего создания. Ректор МГУ отметил, что РСОШ – важный элемент выявления и развития молодых талантов, самореализации и развития учащихся. Если в 2007 году участниками движения были 400 тысяч школьников, то в этом году – 2,5 миллиона человек, начиная с 1-го класса. Из 9 300 победителей около 4 000 были зачислены с льготами в 140 вузов, при этом 70% поступают только в 10 ведущих вузов страны. Ситуация, при которой большинство бюджетных мест заполняется олимпиадниками, по словам В.А. Садовничего, требует уточнения особых прав, предоставляемых победителям олимпиад конкретными вузами. В то же время не ставится под сомнение положительный вклад олимпиадного движения в развитие интеллектуального потенциала школьников, раннее профессиональное ориентирование. Это подтверждают и итоги социологического исследования, проведенного по инициативе РСР в ноябре-декабре 2021 года среди 32 тысяч студентов и 1 500 олимпиадников.
В.А. Садовничий предложил комплекс мер, направленных на повышение объективности и открытости экспертных процедур. По его словам, «действующий порядок не менялся в течение 7 лет, объективно назрело обновление». Для этого при активном участии Минобрнауки России был проведен семинар-совещание с участием представителей 72 олимпиад, а также совещание РСОШ с экспертами фонда «Талант и успех». По их итогам было выработано семь предложений, направленных на повышение открытости и эффективности деятельности олимпиадного движения. Среди них –ограничение максимального количества дипломантов по одному профилю, установление максимального количества олимпиад по направлениям, обязательная экспертиза перед включением олимпиады в перечень, ужесточение требований к тематическому профилю олимпиады, предоставление равных прав дипломантам олимпиадам одного профиля и уровня при поступлении в вузы, создание постоянной рабочей группы РСР по контролю деятельности олимпиад школьников. Также важно уделять особое внимание работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, работе с соотечественниками, в том числе через зарубежные филиалы российских вузов, с талантливыми зарубежными школьниками – дипломантами российских олимпиад. Резюмируя свое выступление, В.А. Садовничий обратил внимание на то, чтобы в дальнейшем исключить из деятельности олимпиадного движения «то, что происходит не по качеству, не по чести», максимально обеспечив объективность, открытость, прозрачность соревновательных процедур.
Помощник президента Российской Федерации А.А. Фурсенко отметил, что часть людей участвуют в олимпиадах потому, что это им действительно интересно, а для части – это движение в сторону создания портфолио, копилки успехов и достижений. Однако, далеко не всегда в процессе подготовки и участия в олимпиадах ребята получают те знания, которые необходимо для того, чтобы в будущем успешно учиться по выбранной специальности. Андрей Фурсенко поддержал представленные подходы по усилению требований к организации олимпиад, особо подчеркнув важность того, что именно РСОШ стал инициатором движения по совершенствованию «правил игры». Высказавшись также о задачах научно-образовательных консорциумов «Вернадский», Андрей Фурсенко отметил, что эта деятельность имеет не только академическое, но и воспитательное значение, нацеливая участников на работу и самореализацию в стране, в ее научно-образовательной сфере.
Министр науки и высшего образования России В.Н. Фальков отметил, что «сегодняшний разговор направлен на обновление порядка проведения олимпиад школьников и принятие конкретных мер по его усовершенствованию». Совместно с Российским советом олимпиад школьников министерством подготовлена новая редакция Порядка проведения олимпиад. «Наша задача – повысить прозрачность всех вузовских олимпиад, чтобы доверия к ним было еще больше. Пришло время обратить более пристальное внимание на подготовку олимпиадных заданий. Важно, чтобы для всех олимпиад были установлены единые высокие стандарты, общие принципы и подходы к организации и проведению. Также необходимо увеличить количество тех университетов, куда будут стремиться поступить олимпиадники. Сегодня 70% победителей олимпиад выбирают 10 ведущих вузов. Это должны быть не только столичные университеты, но и региональные», — считает В.Н. Фальков.
В рамках заседания с докладом о поддержке развития студенческой науки выступила президент Южного федерального университета М.А. Боровская, а советник президента РСР Д.Э. Гришанков рассказал о проекте «Экосистема рейтингов “Три миссии университета”».