Второй Форум Ассоциации вузов России и Беларуси
14 декабря 2020 года президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий и председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники профессор В.А. Богуш провели Второй Форум Ассоциации вузов России и Беларуси.
В мероприятии приняли участие около 80 руководителей и представителей российских и белорусских университетов, которые обсудили ключевые вопросы образовательного и научного сотрудничества российских и белорусских университетов, вызовы настоящего времени, векторы дальнейшего развития научно-образовательных связей двух стран.
С приветственными словами к представителям академического сообщества России и Беларуси обратились министр образования Республики Беларусь И.В. Карпенко и министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков. Главы профильных ведомств двух стран отметили принципиальную значимость Ассоциации вузов России и Беларуси для формирования единого интеллектуального пространства Союзного государства, разработки и реализации совместных научно-образовательных инициатив, консолидации исследовательского и экспертного потенциала для выработки общей стратегии реагирования на современные вызовы и угрозы.
В своем выступлении В.Н. Фальков подчеркнул, что «создание Ассоциации уже позволило вывести на новый уровень научно-образовательное сотрудничество двух стран, которое насчитывает уже не одно десятилетие». По мнению министра, стремительное развитие технологий делает необходимым наращивание двусторонних связей, повышение качества подготовки кадров. Сохранение качества образования в условиях пандемии В.Н. Фальков назвал главным приоритетом для университетов двух стран, а одним из инструментов решения задач, стоящих перед научно-образовательными системами России и Беларуси, — создание и развитие совместных научно-образовательных проектов.
Образцовым считает белорусско-российское сотрудничество И.В. Карпенко. Он отметил, что «наши страны связаны общностью приоритетов внешней и внутренней образовательной политики. У наших университетов есть желание перенимать опыт друг друга. Ассоциация – это важный инструмент координации взаимодействия по приоритетным направлениям гуманитарного сотрудничества, направленного на формирование общего образовательного и научно-технологического взаимодействия двух стран… Повышается академическая мобильность: в ведущих российских вузах расширены возможности для обучения белорусских студентов, для прохождения стажировок, повышения квалификации. Особенно в тех направлениях, подготовка по которым в Республике Беларусь не производится».
В своем пленарном докладе В.А. Садовничий остановился на событиях последних двух лет, особо значимых для процесса институционализации межвузовского сотрудничества наших стран. «Создание Ассоциации в июле 2019 года было необходимым решением, обусловленным в первую очередь интенсификацией интеграционных процессов в науке и образовании между нашими странами», — отметил ректор МГУ.
Виктор Антонович рассказал о проектах, в том числе патриотических, которые реализует МГУ в сотрудничестве с белорусскими вузами, о совместных магистерских программах. Так, с 2018 года проводятся российско-белорусские межуниверситетские Дни Дружбы, инициированные МГУ и БГУ. Расширяет свое присутствие в образовательном пространстве Беларуси Белорусско-Российский университет в г. Могилёве, действующие в Минске филиалы РЭУ им. Г.В. Плеханова и РГСУ. Важное значение для университетов обоих стран имеет сотрудничество с Международной ассоциацией академий наук, секретариат которой работает на базе Национальной академии наук Беларуси. Виктор Антонович отметил, что растет количество научных публикаций, авторами которых стали ученые двух стран, развиваются научные коллаборации, выпускаются научные журналы, в редакциях которых представлены исследователи России и Беларуси. Среди важных направлений совместной научной деятельности он отметил участие ученых двух стран в создании уникального криобанка клеток растений в рамках междисциплинарного проекта «Ноев ковчег».
Ректор Московского университета отметил и ряд проектов, которые в дальнейшем также могли бы стать площадкой для развития двусторонних связей. Это и реализация проектов создания центров мирового уровня, в которых задействованы многие российские университеты, и развитие сети научно-образовательных консорциумов «Вернадский», в рамках которого развивается взаимодействие ведущего и региональных университетов, научно-исследовательских институтов и социально-ориентированного бизнеса. Это и экспертная онлайн площадка «Диалог о настоящем и будущем». Так, в рамках XV Всероссийского фестиваля науки уже прошла серия круглых столов «Диалог о настоящем и будущем», в которых приняли участие ведущие эксперты из Великобритании, Австралии, Норвегии, США, Китая и других стран.
Ректор МГУ обратил особое внимание участников Форума на необходимость расширения практики разработки и реализации совместных образовательных программ между вузами России и Беларуси, предусматривающих выдачу двух дипломов. Говоря о гуманитарной компоненте сотрудничества, ректор МГУ отметил, что принципиальное значение для укрепления связей вузов двух стран имеет тема памяти о Великой Отечественной войне. Хорошей площадкой для развития студенческого научного обмена может стать и Международный молодежный научный форум «Ломоносов», ежегодно проводящийся на базе Московского университета.
Молодежные студенческие мероприятия, по мнению В.А. Садовничего, являются важнейшим элементом развития сотрудничества университетов России и Беларуси. «Молодежная кооперация — это залог успешного развития науки, дружбы и сотрудничества в будущем. Хотел бы предложить в рамках Ассоциации вузов России и Беларуси создать Российско-белорусский студенческий союз и регулярно проводить онлайн-встречи молодых ученых, летние школы, круглые столы и симпозиумы», — подчеркнул ректор МГУ.
Перспективы научно-образовательной кооперации между Республикой Беларусь и Российской Федерацией стали темой пленарного выступления В.А. Богуша. В своей презентации он подверг глубокому анализу социальное и технологическое измерение цифровой трансформации всех сторон жизни вузов в условиях повышения роли цифровых и дистанционных технологий, рассказал о том, какие структурные и организационные изменения стали реакцией белорусских коллег на диктуемые временем новые форматы учебно-образовательной деятельности.
Работа Форума продолжилась заседаниями двух секций. В ходе секции «Социально-гуманитарный потенциал высшей школы в рамках Союзного государства», со-модераторами которой выступили президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий и ректор Белорусского государственного университета профессор А.Д. Король, проходил обмен мнениями о ходе практической реализации программ сотрудничества и взаимодействия вузов двух стран. Участники обсудили возможности создания единой системы академической мобильности в рамках Союзного государства, расширения практики реализации образовательных программ двойных дипломов, подняли вопросы создания совместных учебников, используя опыт и методики преподавания двух стран. Говоря о подготовке педагогов, В.А. Садовничий предложил на основе конкурса «Учитель года России» организовать конкурс среди лучших педагогов двух стран. Эту идеи поддержал и А.Д. Король. В ходе работы секции была высказана и идея создания межвузовской социальной сети как средства научного и образовательного общения.
Председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники В.А. Богуш и ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области А.В. Демидов провели заседание секции «Цифровизация образования и опыт организации деятельности университетов в эпоху пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019: вызовы, возможности, направления сотрудничества». Выступавшие остановились на насущных проблемах процессов цифровизации в своих университетах, обратили внимание на вопросы организации научной и учебной деятельности, а также оказания мер социальной поддержки студентов и сотрудников, оказываемых в условиях пандемии, рассказали о программах по содействию занятости студентов и специальных проектах психологической и медицинской поддержки. Отмечалась важность поддержки иностранных студентов в условиях пандемии и необходимость сохранения высокого уровня академической мобильности, несмотря на пандемию, а также увеличение количества онлайн-курсов. Участники отметили, что важно не только развивать практику проведения совместных вебинаров, конференций, других научных и образовательных мероприятий, но и более широко обмениваться опытом реализации различных проектов, их административного и технического сопровождения.
Идеи и практические предложения по совершенствованию совместной работы будут учтены в тексте итоговой резолюции II Форума Ассоциации вузов России и Беларуси.