7 декабря 2017 года. Расширенное заседание Правления Российского Союза ректоров
7 декабря ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Российского Союза ректоров академик В.А. Садовничий провел расширенное заседание Правления РСР с участием министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой. Заседание было посвящено основным результатам разработки Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» и вопросам научно-технологического развития страны.
Создание первого международного рейтинга университетов со штаб-квартирой в России было инициировано президентом Российского Союза ректоров В.А. Садовничим на X съезде РСР в октябре 2014 года и поддержано Президентом России В.В. Путином.
Рассказывая о работе над рейтингом, В.А. Садовничий отметил, что его составители опирались на то, что исторически университеты образовывали, занимались научными исследованиями и служили обществу. Именно это три миссии и послужили отправной точкой при отборе критериев рейтинга, дали ему название. Помимо ведущих международных экспертов в работу над рейтингом, над его обсуждением были вовлечены порядка двух тысяч ректоров разных стран: на протяжение последних полутора лет ни одно заседание ректорского сообщества, ни один международных форум ректоров не обходился без включения этого вопроса в повестку дня. Таким образом, итоговое решение рождалось как бы изнутри мирового университетского сообщества.
Служение университета обществу является основной отличительной чертой рейтинга «Три миссии университета», что, как ожидают его составители, приведет к прорыву в иерархии высшей школы. Также впервые в мировой практике из рейтинга полностью исключены репутационные опросы, а используются только объективные данные. Еще одной отличительной особенностью представляемого рейтинга В.А. Садовничий назвал учет национальной специфики — значимости вуза для региона, который он представляет.
Корреляция рейтинга с другими глобальными рейтингами не превышает 65%, в то время, как корреляция наиболее известных рейтингов между собой составляет 60-80%. По словам В.А. Садовничего, в лидерах оказались крупные многопрофильные вузы с многовековой историей. Бенефициары рейтинга — страны–«доноры умов»: Рейтинг зафиксировал высокое качество образования и трудоспособности у студентов-выпускников Восточной Европы, Латинской Америки, России.
Пилотный проект Московского международного рейтинга «Три миссии университета», в который вошли 200 университетов мира, будет представлен 11 декабря на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.
О.Ю. Васильева в своем выступлении отметила, что была проделана работа очень высокого уровня, а наш национальный рейтинг — это, прежде всего, независимая и объективная оценка деятельности университетов, которая будет непременно способствовать продвижению российских вузов в мире. Министр также поблагодарила российские университеты, которые включились в рейтинг. О.Ю. Васильева подчеркнула, что создание рейтинга — это важнейшая задача, в том числе, способствующая повышению качества образования, показатель силы и мощи нашей системы образования.
Гришанков рассказал, что критерии используемые при составлении рейтинга, уже берут на вооружение зарубежные коллеги. Это означает, что рейтинг, непременно, будет востребован. Также он отметил, что данный рейтинг учитывает и новые формы образования, которые активно развиваются в современном обществе.
Ректорское сообщество активно обсуждало представленные критерии первого рейтинга «Три миссии университета». В частности, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина В.А. Кокшаров предложил своим коллегам оказать помощь разработчикам рейтинга: необходимо, чтобы каждый университет России рассказал о рейтинге, о его методологии своим зарубежным вузам-партнерам, привлек их к участию в российском рейтинге. Ректор Южного федерального университета, вице-президент РСР М.А. Боровская отметила, что, конечно, каждому вузу важно то место, которое он занимает в том или ином рейтинге, но важнее сохранить свое лицо, свою самобытность, а это как раз и учитывается в представляемом рейтинге. Среди тех критериев, которые были разработаны при составлении рейтинга, но не учитывались в его пилотной версии, есть достаточно перспективные. Такое мнение выразил ректор НИУ Высшая школа экономики Я.И. Кузьминов. По мнению ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау, надо больше развивать именно третью миссию. Как один из вариантов, учитывать представление университета в средствах массовой информации. Президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, вице-президент РСР Р.Г. Стронгин выразил надежду, что новый рейтинг будет способствовать развитию российских университетов и российской системы образования.
О ходе реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации рассказал заместитель министра образования и науки РФ Г.В. Трубников. В частности, он отметил, что среди главных задач стратегии — возвращение престижа ученого, более плотная кооперация науки и бизнеса, поддержка системы воспроизводства кадров, международная научная интеграция. В ближайших планах — создание системы советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В настоящее время готовится пять пилотных комплексных научно-технических программ, отвечающих основным приоритетам Стратегии:
- «Цифровой прорыв: суперкомпьютерные технологии для новых и трансформируемых рынков»
- «Фотоника как платформа научно-технологического развития»
- «Научный потенциал социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации»
- «Комплексное развитие интеллектуальных транспортных систем России»
- «Поcтгеномная магистраль: от генетического редактирования к синтетической биологии»
Участники заседания выразили готовность более активно участвовать в их разработке и обсуждении.
В своем выступлении Г.В. Трубников также рассказал о проекте федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», который направлен на развитие интеллектуального капитала, обеспечение структурных изменений экономики, ее технологическое обновление, а также на эффективную организацию научной, научно-технической и инновационной деятельности. В данном законе предусматривается осуществление подготовки научных кадров в аспирантуре с защитой диссертации и присвоением степени кандидата наук как результата этой подготовки. Представители российских университетов вызвались более плотно изучить представленный проект закона, особенно в части, касающейся функционирования аспирантуры, и направить свои замечания в Министерство образования и науки. В.А. Садовничий отметил, что наука в университете — это, прежде всего, подготовка специалистов, преподавателей. Но необходима более плотная интеграция с Российской академией наук. Только так мы сможем удержать молодых специалистов в науке. Я.И. Кузьминов также призвал увеличить количество длинных и проектных грантов, что должно способствовать более эффективной работе ученого. Один из вариантов для небольших вузов участвовать в крупных грантах — это кооперация с более сильными университетами. Как прокомментировал ректор НИУ Московский государственный строительный университет А.А. Волков, этому как раз и помогут такие формы деятельности вуза как научно-исследовательские и опорные университеты.